Монетный дождь
Этот эффектный фокус совершается следующим способом: фокусник берет у зрителей шляпу, которую он держит в левой руке. Засучив рукава, он объявляет, что ему нужно известное количество монет, например десять.
Зрители начинают собирать монеты, но фокусник, предвидя их намерение, говорит:
«Нет, благодарю вас, я не побеспокою вас на этот раз. По-видимому, в воздухе сегодня пахнет монетами, и я думаю, что я обойдусь своими средствами. Взгляните: на этом подсвечнике висит монета.
Вон другая карабкается по стене. Вот третья уселась на волосы этой женщины. Извините меня, сударь, но я вижу, что одна запуталась в ваших баках. Позвольте, милая зрительница, вы только что наступили ногой на монету и т. д.»
При каждом новом открытии фокусник берет своей правой рукой монету оттуда, где за минуту перед этим, казалось, не было ничего; монету он опускает в шляпу, которую держит в левой руке.
Наконец, он переворачивает шляпу и выбрасывает из нее все монеты, чтобы показать, что тут не было обмана.
Объяснение очень просто: этот фокус — обычное практическое применение искусства зажимания, хотя его эффект зависит от умения фокусника гораздо больше, нежели от ловкости руки.
Фокусник заранее запасается десятью монетами. Из них он зажимает две в правой руке, а остальные восемь в левой. Когда он берет шляпу, он держит ее в левой руке так, что большой палец его находится вне, а остальные внутри шляпы, и таким образом ему легко опустить монеты одну за одной в шляпу.
Когда он делает вид, что обнаруживает первую монету летающей в воздухе, он позволяет одной из своих монет из правой руки упасть к кончикам его пальцев и, хватая ее в воздухе, выставляет ее на вид, как только что пойманную.
Эту первую монету он действительно опускает в шляпу, заботясь о том, чтобы все это видели. Потом он повторяет то же самое со второй монетой, но когда приходит время опустить ее в шляпу, он только делает вид, что помещает ее туда, быстро зажимая монету в правую руку, и в то же время роняет одну из монет, зажатых в его левой руке, в шляпу.
Зрители, слыша звук, конечно, думают, что он происходит от падения только что виденной ими монеты. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все монеты в левой руки не кончатся.
Тогда фокусник еще раз делает вид, что он ловит в пространстве ту монету, которая все время была в его правой руке, подбрасывает ее в воздух и, наконец, на виду у всех ловит ее шляпой.
Выбросив монеты на поднос или на колени кого-нибудь из зрителей, он просит, чтобы их сосчитали, и оказывается, что их количество соответствует тому числу монет, которое он собрал вокруг.
Некоторые фокусники, чтобы быстро закончить фокус, опустив все монеты в шляпу, замечают: «Шляпа тяжелеет».
Или делают подобное замечание, погружая в то же время правую руку в шляпу, как бы для того, чтобы измерить количество монет, и, встряхивая шляпу, вытаскивают руку с четырьмя или пятью монетами, захваченными между указательным пальцем и мизинцем.
Потом они делают вид, что ловят такое же количество монет, каждый раз проводя одну из монет большим пальцем до кончиков пальцев и подбрасывая ее в шляпу.
Очень часто случается, что фокусник, якобы опустивший в шляпу обыкновенным способом три или четыре монеты, делает вид, что он пропускает одну или более монет через бока шляпы.
Это производит моментальный эффект; но более проницательные зрители могут заметить, что монета, которую они видели в правой руке, была не та, которая через минуту звякнула в шляпе. И секрет фокуса будет раскрыт.
Очевидно, что такой фокус должен быть причислен к фокусам без специальных приспособлений. Фокусник не может показать своих ладоней, и нередко находятся проницательные наблюдатели (особенно там, где фокусник совершает указанную нами ошибку), которые выражают предположение, что фокусник ловит одну и ту же монету.
Но есть небольшое специальное приспособление, известное под названием «монетного фальца», которое устраняет это затруднение и дает фокуснику возможность словить монету, хотя он только минуту перед этим показывал, что его руки пусты.
Монетный фальц — это плоская жестяная трубочка около 20 см длины, 11 см ширины и точно такой глубины, чтобы пропустить свободно монету ребром. Она (трубочка) открыта на верхушке, но закрыта на нижнем конце рычагом (первый рисунок изображает внешний вид трубки, а второй представляет в увеличенном виде часть ее основного механизма).
Нормальное положение рычага (действующего на стержне а) видно на рис. и удерживается в этом положении маленькой пружинкой. В таком положении проход в трубку закрыт штифтиком d (который действует через небольшое отверстие в поверхности трубочки).
Но если нажать вниз ас — длинное плечо рычага, то штифт d удаляется на самый задний конец и трубочка закрывается концом ас. Если прекратить давление, то рычаг возвращается в свое прежнее положение.
Когда ее надо использовать, то в верхний конец трубочки опускают пять монет, сама трубочка прикрепляется крючком, приделанным к ней с этой целью, к внутренней стороне жилета фокусника так, что нижний ее конец немного выступает из-за жилета, а рычаг трубочки повернут к телу.
Если слегка прижать трубочку сквозь жилет, то длинная рукоятка рычага надавливается этим вниз, штифт d поднимается и ряд монет скользит вниз вдоль всей трубочки, где он останавливается согнутым концом ас.
Как только давление прекращается, рычаг с возвращается в свое прежнее положение. Отверстие трубочки остается открытым и первая из монет выпадает, за ней последовали бы и остальные, но штифт d, который в ту же минуту возвращается на свое место, останавливает их дальнейший ход.
Итак, каждый раз, когда вы надавливаете на рычаг и потом освобождаете его, одна и только одна монета выпадает из отверстия трубочки.
Польза употребления этой трубочки в этом фокусе очевидна.
Фокусник показывает, что его правая рука совершенно пуста. Когда он делает это замечание, его рука небрежно касается жилета, так что ладонь находится выше, а пальцы ниже жилетной кромки.
Минутное давление заставляет монету упасть ему в руки. Он зажимает эту монету и ловит ее так, как указано выше. Так как частое повторение одних жестов может вызвать подозрение, то лучше начать фокус обыкновенным способом.
Воспроизведя таким образом три или четыре монеты, вы можете сделать вид, будто слышали, как зрители говорили, что монета все время находилась у него в руке.
Открыто бросая в шляпу монету, с помощью которой вы до сих пор действовали, вы обращаете особенное внимание на то, что ваша правая рука пуста (левую никогда не подозревают), и потом прибегайте к фальцу.
Бросьте добытую таким образом монету в шляпу и покажите опять вашу пустую руку. Воспроизведите еще монету из фальца и пусть она послужит вам для дальнейших уловок.
Монеты, пойманные «магическим» способом, описанным нами, могут служить для размножения монет, описанного выше, и это размножение будет естественным и эффектным окончанием фокуса.